«После школы сын спал, а потом делал уроки до ночи». Как я приучила ребенка к режиму дня

0 1

Честные истории родителей


«После школы сын спал, а потом делал уроки до ночи». Как я приучила ребенка к режиму дня

Фото: freepik.com Ребенок ложится спать за полночь, а утром не может встать по будильнику. Каждое утро мать повторяет: «Вставай, вставай, вставай…» Можно ли наладить режим дня у подростка? Родители анонимно и честно рассказали «Правмиру», как им удалось приучить детей высыпаться и не опаздывать.

«После девяти вечера все ходят на цыпочках»

Катерина, мама троих детей:

— После рождения первого ребенка я соблюдала четкий распорядок дня. Легкое пеленание, две прогулки в день (в 11 и в 17 часов), дневной сон, купание и отбой в 21:00. Приглушала свет в комнате, кормила младенца (сначала грудью, со временем из бутылки), стояла, сидела или лежала рядом, гладила по голове, порой даже пеленала в темноте. Жизнь по расписанию, которое висело на пеленальном столике, меня устраивала полностью.

Со вторым и третьим ребенком делала то же самое. Конечно, бывали сбои. Порой от детей отходила только в 22:30. Правила при этом не менялись: дверь не открываю, не играю, свет не включаю, нахожусь рядом в тишине. Не хочешь спать — тихонько лежи, главное, не мешай другим. Если с первым ребенком я убедилась, что система работает, на втором закрепила результат, с третьим успокоилась окончательно.

Понятно, что теперь, когда младшему 10 лет, а старшей 17, никто из них не бежит укладываться спать в 20:30. Тем не менее, правило в доме соблюдается четко — после 21:00 должно быть тихо, в 22:00 — отбой. У нас нет изолированного жилья для каждого, младший сын вообще живет в проходной комнате. И если выпускнице нужно посидеть с уроками, послушать лекции, то делать это можно с настольной лампой и в наушниках. По дому после девяти вечера все перемещаются строго на цыпочках.

Настроив однажды организм, сбить с ритма его не так-то просто. Младший сын и средняя дочь отключаются в 22:00, потому что сильно хотят спать.

Я школьный учитель и прекрасно понимаю, что современные дети не добирают сна. Академическая нагрузка в школе и за ее пределами так велика, что досыпают ученики в выходные и на каникулах. И даже отбой в 22:00 не гарантирует, что в 7:00 ребенок по будильнику встанет сам.

Младших детей бужу я. Даю время на раскачку, правда не больше 15–20 минут. К тому же я знаю, что у них у всех есть причины не залеживаться.


«После школы сын спал, а потом делал уроки до ночи». Как я приучила ребенка к режиму дня

Старшая дочка училась в 8-м классе, когда из-за проблем с расписанием в школе уроки у нее начинались ближе к 11 утра. В то время она занималась плаванием и попросила поставить тренировки в бассейне на 8 утра. Она сама вставала и бежала на занятия. Плавание в прошлом, но твердость характера осталась. Так что старшего ребенка в этом плане я уже не контролирую.

С младшими детьми чуть сложнее. Так как я работаю в школе средней дочери, разговоров «ой, посплю еще» или «чего-то сегодня не хочу к первому уроку идти» — нет. В школу я езжу с коллегой на машине, поэтому дочка понимает, что опаздывать с утренним пробуждением не стоит. Проспала — едешь в школу на трамвае. Это, кстати, на 20 минут дольше. Или вообще придется идти пешком, что дольше в три раза. Дочь встает и подстраивается под нас.

Младший сын рад, что его провожает в школу папа, а тому нужно бежать на работу. Но ребенку важен не только контакт с отцом. Есть два бонуса. Во-первых, если проспишь, то идти в школу придется одному и пешком, что далеко. А папа всегда подвезет на каршеринге. Во-вторых, сын любит автомобили и периодически мои мужчины выбирают что-нибудь новенькое. «Пап, попробуем сегодня машину с люком?» — слышу я то и дело. Стимул вставать вовремя очевиден.

Нежелание детей идти в дождь, снег и по темноте в одиночку пешком реально подстегивает их не залеживаться, быстро собираться и быть бодрыми с утра.

«Мой сын делает уроки до полуночи»

Надежда, мама двоих детей:

— Я никого не приучала к режиму. Младший сын сова, и этим все сказано. Он мог спать утром бесконечно долго. Так было с младенчества. Не помню детский сад, зато хорошо помню школу и мое: «Вставай, вставай, вставай…»

Сын с первого дня опаздывал в школу. Для меня это было дико.

Старшая дочь на его фоне была невероятно дисциплинированным ребенком. Просыпалась без будильника, засыпала в десять вечера. В выходные могла встать пораньше на тренировку. В какой-то момент я поняла, что все дело в спорте. Дочь с трех лет занималась художественной гимнастикой, участвовала в соревнованиях. Судя по всему, спорт ее и воспитал.

Мы не стали принимать радикальных мер. Не будили сына холодной водой, не кричали, не обижались, не наказывали. Мы отдали его на футбол. С первого класса он начал регулярно и много тренироваться. Примерно тогда я окончательно убедилась, что дети, которые регулярно занимаются спортом, дисциплинированны.

Если нет порядка, если «сегодня хочу это, а завтра то», если «не пойду к первому уроку» или «я решил пропустить физику», то ввести ребенка в какие-то рамки невозможно. С тем, кто мотивирован и приучен к дисциплине, гораздо проще и удобнее.

Надо признать, что спорт помог лишь отчасти. Сын действительно стал раньше ложиться, потому что уставал, но утром ему по-прежнему было трудно проснуться. Хотя в школу опаздывать он перестал, но эти бесконечные «вставай, вставай, вставай» остались.

Чем старше, тем осознаннее и ответственнее становился ребенок. Он вошел в юношескую сборную по футболу и стал ответственнее. Вижу это и по учебе. Сын учится в девятом классе, и у него в мыслях нет прогулять школу, не сделать домашнее задание. Для него это само собой разумеется, как, например, занятия с репетитором по базовым предметам летом или обязательное ежедневное чтение.

Не буду лукавить, сыну всегда легко давалась учеба. Он из тех, кто ничего не откладывает и делает уроки быстро, определяя степень важности и последовательность выполнения заданий самостоятельно. Максимум, который мы дали ему со своей стороны — научили принципам управления собственным временем. Но есть и еще один нюанс.

Я довольно быстро поняла, что физические ресурсы моего ребенка ограничены. Он не может делать домашнее задание сразу после школы. Работоспособность просыпается в нем только вечером. Буквально с первого класса, возвращаясь домой из школы или после тренировки, он ложился спать. Час сна дает ему возможность восстановиться. После дневного сна он встает бодрым, полным сил, готовым быстро сделать уроки, несмотря на возрастающий с каждым днем их объем.


«После школы сын спал, а потом делал уроки до ночи». Как я приучила ребенка к режиму дня

Помню, как в первое время сопротивлялась: «Может, вместо того, чтобы лежать, быстренько сделаешь уроки?» Но почти сразу поняла, что это бесполезно. Пока сын не поспит днем, он не будет способен что-то делать! После дневного сна сядет в 21:00 за уроки и сделает их к полуночи. Я смирилась и не пытаюсь его переделать. Если честно, он ни разу меня не подводил, не прогуливал и не опаздывал.

Я понимаю, если буду дергать, переживать, и его накручу, и себя изведу. Поэтому просто подстроилась под его биоритмы, приспособилась к особенностям организма. Решила, что не стану перепрыгивать через то, что ребенку некомфортно. И если уж у меня есть какой-то внутренний дискомфорт, лучше поработаю с собой, чем с сыном.

Спортивная база, на которой тренируется сын, находится в Подмосковье. В отличие от детей из регионов, жить на ней мой ребенок не может. С другими ребятами он едет туда на заказном автобусе, который отходит в 7:30. Так что будильник у подростка заведен на 6:30. Ему 15 лет, и последние два-три года он встает по нему сам. Часовой сон днем, как оказалось, способ компенсировать ночной недосып.

«Молимся вместе перед сном»

Марина, мама троих детей:

— Мой шестиклассник встает по будильнику без проблем, потому что вечером ложится в одно и то же время. Обычно я прихожу ближе к десяти полежать в его комнате, немного поболтать о том, как прошел день, обменяться интересными новостями и вместе помолиться. Бывает, если у него что-то случилось, лежа в темноте, мы обсуждаем сложные ситуации и то, как из них можно выйти. И даже в каникулы придерживаемся этого простого правила. В 22:00 ложимся спать, в 22:15 сын уже спит.

Старшим сыновьям было 11 и 12 лет, когда родился младший. «Ну все, — сказала я. — Теперь в доме маленький. Если есть какие-то вопросы по урокам, спрашивайте, остальное делаете самостоятельно. Режим продолжаем соблюдать. Малышу это важно». Старшим мальчикам тогда было достаточно прочитать главу книги, чтобы они заснули. Младшему, это стало ясно годам к трем-четырем, чтения недостаточно. Он такой впечатлительный ребенок, что ему важно выговориться, обсудить произошедшее, желательно сделать это не только во время ужина, но и перед сном. Такой разговор позволяет мыслям и чувствам улечься.

Во время эпидемии коронавируса, как и многие, мы переехали на дачу. Время было тревожное. Однажды от соседки я узнала, что каждый вечер в одно и то же время греческие монахини поют афонским распевом молитву Богородице, прося помощи и защиты. Соседка решила присоединиться к общей молитве. Я тогда подумала, что молиться вместе и правда гораздо лучше, чем сидеть и трястись от страха. Так мы стали слушать с сыном перед сном молитву в записи, добавляя к ней и другие.

Конечно, сыну хочется нарушить установленный обычай, поиграть по сети с друзьями, особенно в каникулы. Но я говорю: «Нет, сынок, у нас с тобой так заведено и ничего менять мы не будем».

Может быть, я тревожная мать, но уверена, что непродолжительный сон урывками — это то, что может сильно навредить. Голове нужно отдыхать, только тогда в ней будет порядок. Так что режим — одна из фундаментальных вещей в жизни моего ребенка.

А еще по опыту знаю, что детям трудно контролировать свои ощущения, распознавать усталость. Я наблюдала, как тяжело было старшим сыновьям утром проснуться. И не раз убеждалась, что ребенок не станет анализировать, почему это так, не свяжет без подсказок свою утреннюю усталость с поздним засыпанием. Так что ответственность за режим полностью на мне. В конце концов, это мне важно, чтобы дети были здоровы.


«После школы сын спал, а потом делал уроки до ночи». Как я приучила ребенка к режиму дня

Чем старше, тем сильнее у младшего сына проявляется тяга к компьютерным играм. Вытащить из виртуала становится большой проблемой. А мне-то хочется, чтобы он жил жизнью реальной. Какими способами получается, теми и вытягиваю его, одновременно укрепляя нашу эмоциональную связь и отношения.

Проснуться вовремя сыну легко не только потому, что он высыпается. Есть еще две причины. Во-первых, все в доме встают рано. Я сама в семь утра уже убегаю на работу. Во-вторых, у сына есть друзья, с которыми ему важно успеть пообщаться до школы. Это его дополнительно мотивирует и бодрит.

«У нас заключен договор» 

Мария, мама двоих детей:

— Я взяла на вооружение идею: детей можно мотивировать выполнять обязанности, введя систему успехов за день. Так, в моей семье шесть лет назад, когда старший сын еще ходил в сад, появилась таблица звездочек.

За каждую выполненную обязанность ребенок получает звезду. Правил не так много: вовремя умыться, почистить зубы, убрать в шкаф или надеть пижаму, собрать портфель, почитать, сделать уроки, помочь по дому. Звездочки (от трех штук) я меняла на конфеты. Потом установила курс обмена на рубли, так что звездная таблица стала системой зарабатывания карманных денег.

Чтобы побольше заработать, нужно побольше собрать звезд. За день набрал меньше 15, увы, дружок, курс обмена: звезда — три рубля. Больше пятнадцати — да ты молодчина! Обменяю твои звезды по пять рублей за штуку. Мои дети любят сладкое, поэтому я, например, говорила им: «У вас есть звездочки, сами покупайте себе сладости».

В моем детстве ничего подобного не было. Я жила как обычный советский ребенок. Никаких денег мне не давали, разве что десять копеек на булочку. При этом я была организованной и отличницей. У родителей не было необходимости меня поторапливать или дополнительно контролировать.

Конечно, были правила и в десять вечера свет в квартире выключали. Если я читала, то с фонариком под одеялом. Мама порой заходила, просила погасить свет.

Да, я понимаю, что режим дня — это общее место. Но не каждому родителю хватает усидчивости, ответственности, твердости его соблюдать.

У меня не хватало, тем более что у дочери подтвержденный СДВГ. Хотя у старшего сына диагноза нет, им обоим сложно вовремя улечься и встать.

Все самое интересное начинается ближе к десяти вечера. Обоих детей буквально раздирает на части, они орут и бесятся. Было время, когда я могла бесконечно твердить: «Ложитесь спать, ложитесь спать…», а они скакали и скакали. Или утром повторяла как попугай: «Дети, в 7:30 готовимся и выходим, чтобы на завтрак в садик не опоздать». Но ничего не получалось… Вроде бы с младенчества приучала, что в 22:00 отбой, но чем старше становились, тем сложнее было соблюдать даже это правило. Да что там, дети откровенно его игнорировали. Угрозами, ором или, наоборот, обещаниями, поощрениями проблема не решалась.


«После школы сын спал, а потом делал уроки до ночи». Как я приучила ребенка к режиму дня

Была еще история, которая меня по-настоящему травмировала. Сын подруги, старше моего ребенка на год, пошел в школу. Как-то я предложила вечерком, часов в восемь, встретиться, погулять. На это получила ответ: «Ты что?! У меня режим дня первоклассника. Мы в девять ложимся». Помню, подумала тогда: «Правда, детям же в школе надо высыпаться. Если не выспится, будет плохо учиться. А плохо учиться — это ужасно». Это все и стало для меня поводом не просто задуматься, как важно, чтобы дети ложились спать вовремя, а начать искать адекватный способ их дисциплинировать.

Когда наткнулась на «звездочки», которые стимулируют к соблюдению режима, я подумала: «Ого, да это то, что надо маме-юристу! Договор с детьми и наш собственный кодекс!» Кстати, именно из-за опозданий появилось требование почистить зубы до восьми утра. Каждый из пунктов списка обусловлен теми условиями жизни, в которых мы находимся.

Вслед за бонусами появилась система штрафных санкций. Согласно установленному закону, после 22:00 нельзя находиться вне своей постели. Нарушение карается списанием всех накопленных за день звездочек. Не выполнил домашнее задание — звезды аннулированы. Надо признать, схема оказалась рабочей.

Например, прямо сейчас мой сын копит звездочки, потому что мечтает купить новый телефон. Для него это настолько важно, что периодически он спрашивает: «Мама, сколько звездочек на счету? Чтобы их увеличить, что нужно сделать?» — «Сегодня прочесть шесть страниц, сынок». — «Окей», — говорит он и садится за книгу.

Младшая чуть более безалаберная. Как многие дети, а ей девять, она считает, что и так все получит, все у нее будет без труда и усилий с ее стороны. Раз так, правила можно игнорировать. Но мне хотелось нетривиальным способом дать почувствовать, что система правил важна и нужна прежде всего им. Как только появилась материальная заинтересованность, дело пошло на лад. За пять лет сын ни разу не опоздал в школу.

Не могу сказать, что опасаюсь бунта и отказа детей подчиняться системе. Пока дети материально от меня зависят, пока сами не зарабатывают, они живут по тем правилам, которые установили родители. Не нравится? Окей, тогда меняем правила и о карманных деньгах вы даже не мечтаете. К тому же я твердо убеждена, что именно режим дня — единственный способ сохранить все те занятия и хобби, которые так важны моим детям.

«Мои дети никогда не опаздывают»

Александра, мама четверых детей:

— Пока дети были маленькие, правило было простым — на часы посмотрела, поняла, что пора спать, легли все. Укладывала одновременно, чтобы была тишина в комнате и самая младшая высыпалась. Кстати, спать дети ложились даже днем.

Перед сном я старалась читать. Все четверо жили в одной комнате, поэтому тут же переставали между собой общаться и засыпали. Обычно книги были рассчитаны на старших детей. Так что младшая, у которой со старшим братом шесть лет разницы, почти ничего не понимала.

Читать на ночь я перестала в тот год, когда старшему исполнилось шестнадцать. Кстати, несмотря на возраст, он ни разу не возмущался. Видел, что младшие капризничают — «почему Коля не спит, а я должен, почему он не идет в кровать, а я лежу…» — и без лишних протестов укладывался с ними вместе слушать детские книжки. Не могу сказать, что дети ложились поздно, но спали всегда крепко.

С подъемом было проще. Пока это зависело от меня, пока я их собирала и отводила в сад и школу, все поднимались вовремя. Дети знали, что мы никогда не опаздываем. Это правило нашей семьи.


«После школы сын спал, а потом делал уроки до ночи». Как я приучила ребенка к режиму дня

Я не люблю опаздывать и везде прихожу вовремя. Еще в детстве отец внушил, что опаздывать — это свинство и неуважение к людям, которые тебя ждут; к месту, в которое спешишь; к делу, которому себя посвящаешь. Эту идею я передала детям. Они привыкли, что это так и иначе быть не может. Когда сами начали регулировать свой подъем, делали это с учетом запаса времени.

Второе, чему я их научила — сокращать время на сборы.

Пятнадцати минут, как показывает практика, достаточно, чтобы умыться, застелить постель, позавтракать и выбежать из дома. Главное, чтобы сумка и вещи были готовы.

Конечно, у меня были периоды, когда я не могла добудиться ребенка. Младший сын, например, долгое время тяжело вставал. Я ходила каждые пять минут и только и говорила: «Вставай, вставай, вставай…» Делала так, пока не поняла, что если ему надо, он обязательно встанет и пойдет в школу. Не в 7:00, так в 7:30, но в 7:40 железно убежит, чтобы не опоздать. Убедившись, что он успевает везде, я перестала за этим следить и отпустила.

Позапрошлый год, когда старший поступил в институт, а средний пошел в 10-й класс, был самым сложным. Средний сын долго болел, много пропускал, целыми днями спал. Старший, приходя из института и глядя на среднего, тоже ложился, хотя был уверен, что днем спать не может, да и не должен себе такое позволять. Младшая вошла в пубертат и так истощалась за день, что укладывалась спать вслед за братьями без разговоров.

Со стороны может показаться, что у нас в доме воцарилась полная анархия в отношении сна. Но я уверена, что дети скорее научились прислушиваться к себе, находить способ восстанавливать растраченные силы. Все они, приходя из школы или института, третий год подряд спят днем. Кто-то час, кто-то два. Вечером садятся за уроки, семинары, лабораторные. Ложатся поздно, а встают вовремя. Они прекрасно учатся, хотя делают уроки до полуночи и даже позже. И надо сказать, никто никогда не опаздывает и не просыпает занятия утром.

Не уверена, что жесткость и муштра, сверхтребовательность сделают ребенка счастливее. Как не уверена и в том, что дети будут вспоминать такой опыт когда-нибудь с благодарностью. Не будут. Счастья это не принесет. И пусть порядок — это прекрасный и правильный принцип, но, организуя его, не стоит забывать, что семья — система подстраивающаяся. Она напоминает музыкальный инструмент. Звучать он начнет красиво, если вы не поленитесь найти к нему подход.

Фото: freepik.com

Источник

Оцените статью!
[Общее: 0 Средний: 0]

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.