В психологии нет понятия «лень» – за каждым желанием или нежеланием ребенка что-то стоит
Почему дислексия мешает хорошо учиться и как ее распознать, рассказывает нейропсихолог Ассоциации родителей и детей с дислексией Ольга Владимировна Бордина
Что же такое дислексия на самом деле?
Если говорить простыми словами, то это — нарушение развития навыка чтения, которое нельзя объяснить, и которое не связано с уровнем интеллекта. Дети с дислексией изначально обладают нормальным интеллектом, слухом и зрением, а значит не их отсутствие мешает хорошо читать. Встречаются также дети с неправильным, неадекватным обучением в детском саду и школе. К сожалению, таких детей становится все больше и больше. По некоторым исследованиям в России их около 20%. Как же родители могут понять, есть ли у ребенка дислексия или он плохо учится по какой-то другой причине? Родители не могут поставить диагноз самостоятельно, но заметив, что у ребёнка есть трудности, могут прийти к логопеду или нейропсихологу для диагностики.
Признаки дислексии
Безусловно, самый первый и яркий признак, который встречается не у всех детей, но встречается – это непонимание прочитанного, так называемая семантическая дислексия. Это когда ребенок читает и не понимает прочитанное, либо ему требуется прочитать текст несколько раз, либо он даже после нескольких попыток не понять половину или пропустить какие-то смысловые кусочки рассказа – это все признаки дислексии.
Также еще один из явных признаков – если ребенок в школе не проходит нормы чтения. Читает медленнее, чем положено по возрасту. Это тоже сигнал, когда родителям нужно дойти до специалиста.
Следующие признаки – если ребенок читает слова неправильно, например, додумывает их, меняет окончания, переставляет слоги или буквы местами.
Родители не должны думать, что это просто лень. В психологии или нейропсихологии нет понятия «лень» – за каждым желанием или нежеланием ребенка делать что-то стоит. И если вам даже кажется, что ребенок ленится и поэтому не делает чего-то – это тоже повод обратиться к специалистам.
Есть исследования, которые говорят, что дислексия предполагает наследуемость до 70%. Не так давно, в 2022 году, было проведено большое исследование более чем пятидесяти тысяч человек с дислексией и более миллиона человек без дислексии. И благодаря этому исследованию выявили 42 различных генетических варианта дислексии, которые могут передаваться в том или ином виде.
Кроме того, дислексия может быть не единственной трудностью у ребенка. От 20 до 40% детей имеют и дислексию, и дискалькулию – трудности формирования навыка счета.
Сейчас, например, стали обращать гораздо больше внимания на движения глаз у детей и взрослых с дислексией во время чтения и то, как эта зрительная информация обрабатывается мозгом. Одно из исследований, в частности, говорит о том, что дети с дислексией фиксируются в неправильном месте во время чтения слова, то есть глаза не могут выполнить последовательное, прослеживающее движение по строчке. Либо они слишком быстро передвигают взгляд, либо пытаются распознать слишком много букв одновременно. И это знание очень важно для того, чтобы помочь ребенку с дислексией научиться читать. По некоторым исследованиям от 8 до 10% детей с дислексией также имеют нарушения внимания – синдром дефицита внимания как с гиперактивностью, так и без.
Иными словами, ребенку приходится справляться сразу с несколькими трудностями. И, конечно, чаще всего встречаются дислексия и дисграфия вместе — когда трудно дается и навык чтения, и навык письма. Но родителям очень важно понимать, что помочь такому ребенку, безусловно, можно! Конечно, это будет требовать и временного ресурса, и в общем и целом ресурса семьи, но занятия со специалистами помогут ребенку успешно учиться и справляться с этими сложностями.
Ассоциация родителей и детей с дислексией
Тут важно отметить, что на сегодняшний день и не без многолетних усилий Ассоциации родителей и детей с дислексией эта тема очень хорошо исследуется, а помогающие технологии для таких детей хорошо развиваются. Дети с дислексией не одиноки со своими трудностями и их родители тоже не одиноки. И все больше и больше детей и родителей с таким проблемами получают помощь.
Но нельзя не сказать, что заниматься придется длительное время – не месяц, не полгода, а до двух-трех лет и более, но перспективы весьма позитивные. И пусть не из каждого ребенка можно сделать отличника, но помочь детям в процессе борьбы за окончание школы, за успешное определение в жизни, безусловно, можно. И улучшить можно все!
Именно для этого Ассоциация родителей детей с дислексией проводит каждый год в октябре проводит Неделю осведомлённости о дислексии, чтобы привлечь внимание общества к трудностям в обучении детей и подростков с нейробиологическими особенностями, познакомить с проблемами дислексии, дисграфии и дискалькулии и найти эффективных способов их преодоления. В этом году она проходит при информационной поддержке Министерство Культуры РФ, а к участию были привлечены более 40 тысяч библиотек и тысячи культурных центров.